ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
01.09.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже), которым существенно изменены правила организации деятельности третейских судов. С этой даты нормы Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона об арбитраже (ч. 7 ст. 52 Закона об арбитраже). Рассмотрим действующие правила деятельности третейских судов подробнее.
Понятие третейского суда
Законом об арбитраже разграничены понятия "третейский суд" и "постоянно действующее арбитражное учреждение (далее - ПДАУ)".
ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).
Под третейским судом понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).
Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.
Виды третейских судов
Различается два вида арбитража:
- третейский суд, сформированный и осуществляющий свою деятельность при содействии и в соответствии с правилами ПДАУ (п. п. 5, 13 ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);
- третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ (за исключением возможного выполнения ПДАУ отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража) (ч. 17 ст. 2 Закона об арбитраже).
Основные особенности правового статуса арбитража ad hoc заключаются в следующем:
1) условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон (в частности, сторонами определяются размер гонорара арбитра, место хранения документов (ч. 4 ст. 22, ч. 1 ст. 39 Закона об арбитраже));
2) компетенция арбитража ad hoc ограничена: споры, связанные с созданием в России юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ, и не подлежат рассмотрению третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора (ч. 7, 7.1 ст. 45 Закона об арбитраже);
3) сторонам арбитража ad hoc не предоставлено право заключать соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд за содействием (ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона об арбитраже);
4) в отличие от арбитража, администрируемого ПДАУ, арбитражу ad hoc не предоставлено право обращения в компетентный суд за содействием в получении доказательств (ст. 30 Закона об арбитраже);
5) стороны не вправе признать решение такого суда окончательным, оно может быть отменено по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством (ст. 40 Закона об арбитраже).
Стороны арбитража ad hoc вправе поручить выполнение отдельных функций по администрированию конкретного спора ПДАУ. Однако это не влечет признание такого арбитража администрируемым со стороны ПДАУ (ч. 19 ст. 44 Закона об арбитраже).
Образование ПДАУ
ПДАУ могут создаваться только при некоммерческих организациях (ч. 1 ст. 44 Закона об арбитраже). Не допускается создание одного ПДАУ одновременно при двух и более некоммерческих организациях (ч. 2 ст. 44 Закона об арбитраже).
Не допускается создание ПДАУ федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ и Федеральной палатой адвокатов РФ, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой (ч. 2 ст. 44 Закона об арбитраже).
При этом право на осуществление функций ПДАУ может быть предоставлено и иностранному арбитражному учреждению при соблюдении определенных условий (ч. 4.1 ст. 44 Закона об арбитраже).
Процедура получения статуса ПДАУ включает в себя следующие этапы:
1. Обращение с заявлением о предоставлении права на осуществление функций ПДАУ. Некоммерческая организация, при которой создается ПДАУ, или иностранное арбитражное учреждение подготавливает и представляет в Минюст России комплект документов для рассмотрения его Советом по совершенствованию третейского разбирательства (далее - Совет) (п. 36 Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, утв. Приказом Минюста России от 20.03.2019 N 45 (далее - Положение о порядке создания и деятельности Совета)). Перечень документов определятся ч. 6.1, 6.2 ст. 44 Закона об арбитраже.
Для иностранного арбитражного учреждения применяются критерии наличия широко признанной международной репутации (разд. V Положения о порядке создания и деятельности Совета).
2. Техническая экспертиза документов. В случае представления на рассмотрение Совета документов не в полном объеме, а также оформленных с нарушением законодательства РФ, Председатель Совета или в случае отсутствия Председателя Совета по его поручению заместитель Председателя Совета в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов отказывает в их дальнейшем рассмотрении. Возврат всех представленных документов осуществляется Секретарем Совета в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 39 Положения о порядке создания и деятельности Совета).
3. Рассмотрение документов и выдача рекомендаций. Совет при отсутствии оснований для отказа в рассмотрении представленных документов в течение 3 месяцев со дня их получения рассматривает указанные документы и проводит на заседании Совета голосование по вопросу о выполнении требований, предусмотренных Законом об арбитраже и п. п. 25 - 34 Положения о порядке и деятельности Совета (п. 41 Положения о порядке создания и деятельности Совета).
4. Подготовка проекта распоряжения Минюста России. По результатам голосования членов Совета готовятся проект распоряжения Минюста России о предоставлении (Приложение N 5 к Положению о порядке создания и деятельности Совета) или об отказе (Приложения N N 3 и 4 к Положению о порядке создания и деятельности Совета) в предоставлении права на осуществление функций ПДАУ в срок не более 15 рабочих дней с даты проведения заседания Совета (п. п. 43, 45 Положения о порядке создания и деятельности Совета). Подготовленный проект распоряжения представляется Минюсту России на подпись (п. 47 Положения о порядке и деятельности Совета).
5. Доведение информации о принятом решении до сведения некоммерческой организации. Минюст России уведомляет некоммерческую организацию о принятом распоряжении с направлением копии в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его подписания (п. п. 44, 48. Положения о порядке создания и деятельности Совета).
6. Размещение правил арбитража на сайте, уведомление Минюста России. После предоставления некоммерческой организации права на осуществление функций ПДАУ она обязана разместить на своем сайте в сети Интернет депонированные правила арбитража и уведомить об этом в письменной форме Минюст России (ч. 13 ст. 44 Закона об арбитраже). Порядок направления такого уведомления регулируется Приказом Минюста России от 31.08.2016 N 200 "Об утверждении Порядка направления ПДАУ уведомления о размещении на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет депонированных правил арбитража".
После получения Минюстом России указанного уведомления ПДАУ может осуществлять деятельность по администрированию арбитража (ч. 13 ст. 44 Закона об арбитраже).
Постоянно действующие третейские суды, существовавшие по состоянию на 01.09.2016, должны получить право на осуществление функций ПДАУ до 01.11.2017, начиная с этой даты они будут не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража (ч. 13 ст. 52 Закона об арбитраже).
Правила арбитража
Правила арбитража принимаются ПДАУ в ходе образования, а также в процессе осуществления им своей деятельности. Указанные правила подлежат обязательному депонированию в Минюсте России (ч. 13, 14 ст. 44, ч. 1 ст. 45 Закона об арбитраже). Порядок депонирования определяется Положением о депонировании правил ПДАУ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 577.
Измененные либо дополнительные правила ПДАУ действуют с даты их депонирования в Минюсте России при условии их размещения ПДАУ на своем сайте в сети Интернет (ч. 15 ст. 44 Закона об арбитраже).
ПДАУ вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров (ч. 2 ст. 45 Закона об арбитраже).
Законодательством предъявляются специальные требования к содержанию правил арбитража. Правила ПДАУ должны содержать положения, предусматривающие:
1) указание на Закон об арбитраже и (или) Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже) как на правовое основание осуществления деятельности ПДАУ;
2) виды споров, которые администрирует ПДАУ;
3) квалификационные и иные требования к арбитрам в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ;
4) организационную структуру ПДАУ, порядок формирования, полномочия и функции каждого из его органов, полномочия и функции его уполномоченных лиц, принимающих участие в процессе администрирования арбитража (включая, если применимо, председателя или иное должностное лицо ПДАУ, уполномоченное правилами ПДАУ единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним);
5) конкретные функции ПДАУ в связи с администрированием арбитража, включая содействие в формировании состава третейского суда, рассмотрение отводов, организацию обмена корреспонденцией и состязательными документами, ведение делопроизводства и хранение материалов дела, прием денежных средств на покрытие расходов, связанных с администрированием арбитража, выплатой гонораров арбитрам, и иных расходов;
6) порядок ведения арбитража: 1) порядок предъявления искового заявления и отзыва на исковое заявление; 2) порядок предъявления встречного иска; 3) состав и порядок оплаты расходов, связанных с арбитражем, и их распределения между сторонами арбитража; 4) порядок представления, направления и вручения документов; 5) порядок формирования состава третейского суда; 6) основания и порядок разрешения заявлений об отводе арбитров; 7) основания и порядок прекращения полномочий арбитров и замены арбитров; 8) срок разбирательства; 9) порядок проведения слушаний и (или) разбирательства дела на основании письменных документов; 10) основания и порядок приостановления или прекращения арбитража; 11) порядок и сроки принятия, оформления и направления арбитражного решения; 12) порядок исправления, разъяснения арбитражного решения и принятия дополнительного арбитражного решения; 13) полномочия сторон и третейского суда в части определения порядка проведения арбитража и круг вопросов, в отношении которых не допускается отступление от правил арбитража или их уточнение путем заключения соглашения сторон и (или) принятия процессуального акта третейского суда (ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);
7) указание на то, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров входит в компетенцию третейского суда, а каких - в компетенцию ПДАУ;
8) применимые правила о беспристрастности и независимости арбитров, устанавливающие также требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров (в том числе путем отсылки);
9) фиксированный размер любых видов арбитражных сборов, в том числе гонорарных сборов, или правила их определения;
10) состав и порядок распределения арбитражных расходов;
11) порядок применения правил учреждения-правопреемника по отношению к заключенным ранее арбитражным соглашениям и начатому ранее арбитражу (если ПДАУ является учреждением-правопреемником) (ч. 4 ст. 45 Закона об арбитраже).
Компетенция арбитража
Споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подлежащие рассмотрению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, ч. 1 ст. 33 АПК РФ). Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:
1. следующие споры, относящиеся к компетенции судов общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ:
1) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
2) споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
3) споры, возникающие из трудовых отношений;
4) споры, возникающие из наследственных отношений;
5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом третейский суд компетентен рассматривать споры, возникающие между исполнителем государственного контракта и субподрядчиками (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2017 N Ф05-8227/2017 по делу N А41-13748/17);
7) споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
8) споры о выселении граждан из жилых помещений;
9) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
10) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 22 ГПК РФ).
2. следующие споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов в соответствии с АПК РФ:
1) споры о несостоятельности (банкротстве);
2) споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
4) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
5) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
6) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
7) дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
8) корпоративные споры, предусмотренные п. п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ;
9) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
10) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
11) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
12) иные споры в случаях, прямо предусмотренные федеральным законом (в частности, п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Юридическая сила решений
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо (ст. 38 Закона об арбитраже).
Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа (ч. 1 ст. 41 Закона об арбитраже, ст. 236 АПК РФ, ст. 423 ГПК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения и иных процессуальных актов третейского суда, принятых по спорам в рамках специального административного района, проводится в срок, не превышающий четырнадцати дней, без проведения судебного заседания. При этом сторона спора вправе представить возражения в отношении такого заявления в течение семи дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд (ч. 2 ст. 41 Закона об арбитраже). На практике государственные суды исходят из того, что правила о выдаче исполнительного листа применяются не только к решениям, но и к иным актам третейского суда (в частности, актам о возмещении понесенных в ходе третейского разбирательства расходов) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2017 N Ф04-5871/2016 по делу N А03-14042/2016).
Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случаях, если сторона третейского разбирательства, против которой вынесено решение третейского суда, представит доказательства того, что:
1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;
3) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, или по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;
4) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением либо не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, однако, если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, та часть решения третейского суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;
5) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (ч. 3 ст. 239 АПК РФ, ч. 3 ст. 426 ГПК РФ).
Суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
2) приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку РФ. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку РФ, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, та часть решения, которая не противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть признана или приведена в исполнение (ч. 4 ст. 239 АПК РФ, ч. 4 ст. 426 ГПК РФ).
Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже (ст. 36 Закона о международном коммерческом арбитраже).
Таким образом, законодательством ограничено право государственного суда на пересмотр решения третейского суда. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд не вправе переоценивать фактические обстоятельства, установленные третейским судом (п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 305-ЭС18-3798 по делу N А40-20584/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.06.2019 N Ф05-8406/2019 по делу N А40-307764/18).
Оспаривание арбитражного решения
Решение третейского суда может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством. Основания отмены арбитражного решения совпадают с указанными выше основаниями выдачи исполнительного листа (ч. 3, 4 ст. 426 ГПК РФ, ч. 3, 4 ст. 239 АПК РФ).
Вместе с тем нормы об отмене арбитражного решения имеют ограниченное применение: в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража ПДАУ, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене (ст. 40 Закона об арбитраже). В случае наличия оговорки об окончательности арбитражного решения государственный суд должен прекратить производство по делу (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N 305-ЭС19-7529 по делу N А40-255207/2018).
Условие третейского соглашения об окончательности решения третейского суда не принимается арбитражным судом, если решение нарушает основополагающие принципы российского права (Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 2070/10).
Если оспариванию решения третейского суда предшествовала выдача исполнительного листа, следует учитывать, что такое оспаривание возможно только после отмены определения о выдаче исполнительного листа (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2017 N Ф04-1841/2017 по делу N А45-2126/2017).
Таким образом, в результате реформы третейских судов существенно изменены правила их создания и деятельности: установлен разрешительный порядок образования ПДАУ, введен институт содействия третейским судам, определен правовой статус арбитража ad hoc, предусмотрена возможность передачи корпоративных споров на рассмотрение третейского суда и иные. Указанные нововведения уже заработали на практике. Как следствие, их важно учитывать, в том числе при формулировании условий арбитражных соглашений (арбитражных оговорок).
Подготовлено на основе материала В.Э. Поляковой, кандидата юридических наук
Документ предоставлен КонсультантПлюс